В Башкирии ищут способы привлечь в сельские школы молодых учителей

 

В этом году в республике впервые 100 лучших молодых сельских учителей получат гранты в размере 600 тысяч рублей. Таким способом власти пытаются повысить престиж профессии педагога и привлечь специалистов на работу в районы. Задел хороший, однако, по мнению самого учительского сообщества, это не решит проблемы: ею надо заниматься комплексно, начиная с жилья и заканчивая инфраструктурой села.

На такую новость натолкнулся сегодня. Я как раз работник сельской школы и мне все эти проблемы знакомы не понаслышке. Сразу после института я вернулся в свою родную школу. Где уже работаю 17 лет.

Наша школа, как и наверно все сельские школы, постоянно испытывает потребности в педагогических кадрах. Хотя необходимо отметить, что удалось немного обновить педагогический состав. Это было очень не легко. Поиск нового работника занимает ни один год и не все пенсионеры способны на такой срок задержаться в школе. В большинстве из-за проблем со здоровьем.

В окрестных более мелких хуторах проблема обстоит еще острее. Во многих количество пенсионеров составляют существенную долу педагогического состава. И уход некоторых специалистов приводит к тому, что данные предметы если и преподаются, то чисто символически.

Хорошо если это не основной предмет, а если это математика? Как детям сдать ОГЭ и ЕГЭ? Идти к репетиторам? Но тут возникает ряд проблем. Первая проблема в том, что в малых хуторах их просто практически нет. И необходимо ехать в соседние населенные пункты. А это от 15 до 40 километров. И вот тут появляется вторая проблема.

Регулярного автобусного сообщения как такого не существует. Вообще существует. Один рейс рано утром, а второй вечером. Что абсолютно не позволит регулярно ездить на занятия. Значит необходимо добираться на личном транспорте. Вот тут начинается третья проблема.

Очень повезло если родители работают в местном совхозе или на местного фермера. Но большинство вынуждено вахтовым методом ездить в города или работать в райцентре. В любом случае родители если и возвращаются вечером с работы, то уже довольно поздно.

Да даже если работают в местном фермерском хозяйстве, они возвращаются очень поздно. Кто не в курсе, то в сельском хозяйстве нет нормированных рабочих дней. Посевы и уборки не останавливаются с окончанием светового дня или наступлением выходных. Они заканчиваются, когда поля посажаны или убраны полностью. А это большая часть года. Родители могут уходить в 5-6 утра и приходить в 11 – 12 часов ночи.

И последняя четвертая проблема – это финансы. Репетиторы бесплатно не работают. Их труд необходимо оплатить. Плюс как было сказано, необходимо решить проблему с доставкой детей до репетиторов. А это уже выходит довольно серьезная сумма, особенно для сельской местности. В селе зарплата в 10- 15 тысяч является самой распространенной.

Все выше сказанное оказывает сильнейшее воздействие на жителей сельской местность в решении о смене места жительства. Из более мелких населенных хуторов стараются переехать если не в город, то хотя бы в  более крупные населённые пункты с наличием не только фермерских хозяйств, но и других организаций, способных обеспечить рабочими местами.

Я уже не говорю о молодежи. Отправив их учиться, родители надеются на то, что они не вернуться в их хутора.

Так за 17 лет моей работы в сельской школе более 90% выпускников после окончания институтов и колледжей оставались в городах. В иной год и все 100% не возвращаются.

Что же может заставить идти молодых специалистов в сельские школы? Да 600 тысяч не плохой бонус, но что дальше? Если отток жителей из мелких хуторов не остановиться, то вскоре там будет некому преподавать. Это прекрасно молодежь понимает.

Я полностью согласен со статьей о том, что большое значение влияет материальная база школы, инфраструктура села, невозможность устроиться на работу супругами, невозможность сразу нагрузить полной ставкой педагога и более низкая заработная плата в сравнении с городом и что не мало важно с другими профессиями. Но еще необходимо учесть тот момент, что статус учителя опущен ниже некуда. Чтобы и когда бы ни случилось с ребенком, всегда виноват учитель и школа.

Таким образом привлечь молодые кадры можно только дав толчок развитию сел. Молодежь должна быть уверена, что приехав работать в ту или иную сельскую местность, они не останутся без работы через лет 15-20 из-за того, что количество учеником сократится на столько, что школа сократится до начальной или вообще закроется. А также поднять статус учителя до того уровня, чтобы у молодежи появилось желание идти в образование.

По статье https://rg.ru/2019/10/09/reg-pfo/v-bashkirii-molodyh-uchitelej-zavlekut-v-selo-novymi-merami-podderzhki.html

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен